До 3 лет главной фигурой в жизни каждого ребенка является значимый взрослый. Ввиду физиологических особенностей, в этом возрасте ребенок пока еще не осознает себя как отдельную личность и воспринимает себя и маму как единое целое, находясь с ней в очень тесной эмоциональной связи. В этот период разлука с мамой воспринимается крайне болезненно, ведь для ребенка  базовая потребность в безопасности в такие моменты ставится под угрозу, малыш начинает тревожиться и переживает, что мама ушла навсегда.

Примерно в 3 года у ребенка начинается кризис «Я сам». В этот период малыш уже лучше развит физиологически и начинает осознавать себя как самостоятельную личность, происходит изменение отношений ко взрослым вокруг и к окружающему пространству, появляется автономное поведение. Ребенок начинает стремиться к тому, чтобы делать все самостоятельно, познавая еще неизведанный мир. Вместе с тем появляется потребность быть не только в окружении мамы и близких, но также и поиграть с др детьми - возникает выраженный (актуально ли тут это слово?) интерес к сверстникам. Именно в этом возрасте лучше всего отдавать ребенка в детский сад.

Любая адаптация – процесс весьма энергозатратный с психической точки зрения, тем более для маленького человека. Поэтому, чтобы адаптация к новому месту проходила мягче и быстрее, важно начать соблюдать дома некоторые правила за 3-4 недели до первого посещения детского сада:

- Постарайтесь психологически подготовить ребенка к тому, что скоро ему предстоит пойти в детский сад. Например, вместе с ребенком, отметьте этот день в календаре и каждый вечер перед сном вычеркивайте по одному дню.

- Ежедневно, время от времени упоминайте про детский сад. Рассказывайте ребенку с положительными эмоциями о том, что это за место, что его там ждет, чем предстоит заниматься. Очень важно во время разговора сохранять уверенность, и даже если вы сами волнуетесь по этому поводу, ни в коем случае не стоит показывать ребенку своих опасений и тревоги.

- Постарайтесь, чтобы в этот период ребенок побольше общался с другими детьми, своими сверстниками и взрослыми. Это позволит ребенку чувствовать себя спокойнее и увереннее, когда он попадет в новый коллектив.

- При возможности в этот период оставляйте ребенка на некоторый промежуток времени с кем-то из родных (близких), чтобы он мог постепенно привыкать к тому, что вы не всегда можете находиться рядом. А после того, как вернетесь, обязательно похвалите ребенка за то, что он смог провести время без вас. Не лишним будет позитивно закрепить поведение через какой-то приятный стимул (сюрприз), например, поиграйте в новую игру, сходите вместе на прогулку или спросите у малыша чего ему бы хотелось. Важно, чтобы приятный стимул не выглядел как подкуп, иначе потом ребенок будет соглашаться делать что-то только взамен на что-то выгодное для него. 

- Постарайтесь, чтобы в этот период ребенок максимально делал все сам: собирался на прогулку, принимал пищу, осуществлял гигиенические процедуры. Просите ребенка убирать за собой игрушки и другие вещи. Показывайте эти действия своими примерами.

- Объясните ребенку, что если он чего-то захочет, нужно подойти и попросить (словами-жестами) и ему обязательно окажут помощь. А также если он чего-то не хочет (играть с кем-то, делиться игрушкой, кушать), об этом тоже не стесняясь стоит дать знать окружающим.

- Заранее узнайте распорядок дня в саду и постарайтесь максимально приблизить к нему домашний режим малыша.