Одна из стратегий поведения в конфликте - сотрудничество. Первый и главный шаг при сотрудничестве - понять точку зрения оппонента. Как бы тривиально ни звучала эта фраза, проблема непонимания друг друга до сих пор остается актуальной. Из-за недопонимания случается огромное количество конфликтов, как на личностном, так и на профессиональном уровне. В этой статье я опишу методику, позволяющую помочь конфликтующим сторонам устранить всякое недопонимание и перейти к конструктивной стадии сотрудничества.

Итак, перед вами - два (как минимум) человека, конфликт которых вышел из-под контроля. Важно, что у вас должно быть достаточного авторитета, чтобы эти люди захотели к вам прислушаться и поверили, что вы хотите и можете им помочь. Я активно применял этот подход в роли руководителя лагеря для подростков, причём он одинаково хорошо работал как со школьниками, так и с сотрудниками лагеря.

Давайте возьмём двух абстрактных персонажей - ссорящихся Ивана Ивановича и Петра Петровича. Суть метода очень проста. Вы садитесь втроём так, чтобы видеть друг друга, и, например, наливаете всем вкусный чай. Очень важно дать понять обоим, что вы не собираетесь решать за них конфликт и, главное, сами не принимаете чьей-то стороны (по крайней мере, на этом этапе). Скажите, что они оба смогут высказать все, что думают, и будут услышаны (Можно сказать, что это похоже на игру, особенно при работе с детьми). Вы возьмете на себя роль ведущего и будете по очереди давать слово то Ивану, то Петру.

Попросите Ивана объяснить свою точку зрения в конфликте. Я специально не подбираю точных формулировок, потому что они очень зависят и от вас, и от конфликтующих сторон, и от ситуации. Иван рассказывает. Ожидаемо, Пётр начинает перебивать и спорить, но вы напоминаете ему про «правила игры» и обещаете, что у него тоже будет возможность высказаться. Просите оппонентов разговаривать не с вами, а друг с другом. Пусть они говорят «ты», а не называют друг друга в третьем лице.

Теперь попросите Петра повторить, что сказал Иван. Скорее всего, сразу у него не получится. Вместо этого Петр пытается высказать свой взгляд на ситуацию. Вы мягко, но настойчиво просите его именно повторить услышанное, а уже потом он точно так же, как и Иван, сможет высказать собственные мысли. Со второго-третьего раза Петр понимает, что от него требуется. Когда он, наконец, пробует повторить сказанное Иваном, спросите у того, верно ли Петр передал его слова. С первого раза почти наверняка - нет. Пусть Иван еще раз повторит, а Петр снова попробует воспроизвести услышанное.

После нескольких итераций, наконец, Иван соглашается с тем, что Петр верно передал его точку зрения. Время поменяться ролями. Теперь Петр объясняет, как он видит ситуацию, а Иван повторяет.

Вы сами почувствуете, как меняется обстановка в тот момент, когда Иван и Петр действительно услышали друг друга. После этого ваша роль становится всё менее значимой. Оппоненты начинают конструктивный диалог. Самое лучшее - когда вы можете просто уйти, оставив их разбираться в ситуации самостоятельно. Но самое интересное, что многие конфликты прямо на этом и заканчиваются. Не верите? Попробуйте сами!