Прямо сейчас попробуйте в нескольких словах описать свою стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Наверняка, некоторые из вас легко справились с этим заданием, но не все. Для одних оказалось сложным сформулировать что-то конкретное; другие задумались: «действительно, а какая у меня стратегия?» Наконец, третьи решили, что это не про них, потому что они вообще не вступают в конфликты. (Хотя тут как раз стратегия налицо!) 

Это оказывается характерно для многих вопросов, связанных с психологией и нашим поведением - хотя мы постоянно с ними сталкиваемся, нам зачастую не хватает даже базовых знаний о том, что с нами происходит.

В этой статье мы «разложим конфликты по полочкам» - обозначим 5 стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации. 

Для начала, разберёмся, а что же такое конфликт? Совсем не обязательно, что это что-то плохое. Ограничимся тем, что скажем: конфликт - это отсутствие согласия между людьми. И это нормально для любого коллектива: люди вовсе не обязаны всегда и во всём соглашаться друг с другом, даже если это муж и жена. Есть известная история, когда начальник, видя, что два его сотрудника всегда и во всём согласны, увольняет одного из них, потому что от двух одинаковых мнений двойной пользы нет. И, наоборот, «в споре рождается истина». То есть, при определённом управлении конфликтом коллектив может разрешить проблемы, найти конструктивные решения… или разругаться и прекратить существование. Ну, а для грамотного управления как раз важно понимать, какие стратегии могут быть.

Итак, возьмём модельную ситуацию: сферический апельсин в вакууме. Или на кухне у обычной семьи из двух человек.

  1. Стратегия уклонения.

- Дорогой, я хочу апельсин.

- Дорогая, но я тоже хочу апельсин. Что мы будем делать?

- Ладно, давай решим его судьбу завтра, а сегодня поедим яблок?

Проблема не решена, но пока можно спокойно вздохнуть: на время конфликт погашен. Но что будет завтра?

2. Стратегия приспособления.

- Дорогой, я хочу этот апельсин.

- Дорогая, я тоже хочу, но, конечно, уступлю его тебе.

Ситуация понятна: собственные интересы уходят на задний план, мы подставляем брюхо на милость победителя.

Те, кто считает, что никогда не вступают в конфликты, вряд ли за всю свою жизнь ни разу не оказывались в конфликтной ситуации. Просто их типичная стратегия - уклонение либо приспособление. Но уклонение не решает тех противоречий, которые лежат в основе конфликта, а приспособление к нуждам оппонента - почти всегда проигрышная стратегия, если у вас в принципе есть свои интересы и своё мнение.

3. Стратегия соперничества.

«Мы делили апельсин, много наших полегло» - тут всё просто. Завершение этой истории каждый может додумать самостоятельно.

Хотя, совершенно необязательно представлять агрессивные военные действия с захватом кухни, обходом с фланга и применением тяжелой артиллерии: «я не для того замуж выходила, чтобы…» Можно обойтись просьбами, аргументами - словом, любыми действиями, направленными на то, чтобы апельсин оказался у одной из сторон.

- Дорогой, давай так: в следующий раз апельсин твой, но этот отдай мне!

Можно было бы принять это за вариант компромисса (см. далее), но в данной конкретной ситуации апельсин окажется в нежных женских руках, а мужу придётся обойтись бутербродом - налицо также победа прекрасного пола над сильным.

4. Стратегия компромисса.

Взмах ножа, и апельсин распадается на две идеально равные части. И, хотя пол-апельсина и целый сочный цитрус - две большие разницы, хрупкий мир сохранён.

Многие считают, что компромисс - это то, к чему следует стремиться в переговорах, наилучшее решение конфликта. Компромисс, как правило, конструктивен, но в итоге ни одна сторона не остаётся полностью удовлетворённой. Единственное утешение - никто формально не проиграл, хотя по факту проиграли все.

5. Стратегия сотрудничества.

Давайте пофантазируем. Предположим, что наш муж хочет освежиться стаканом апельсинового сока. Из половинки фрукта много не выжмешь - так что никаких компромиссов! Спросим жену, чего же хочет она? А она хочет заварить чай с жасмином и апельсиновой цедрой. Так что же делать? Как в фильме: «Дитям - мороженое, бабе - цветы!» Оказывается, один апельсин вполне может удовлетворить нужды обоих.

Сотрудничество - самая сложная, но и самая конструктивная стратегия. Про неё можно написать отдельную статью, поэтому кратко сформулируем главное.

Можно сказать, что конфликт возникает, когда некий ресурс ограничен, и каждая сторона хочет его заполучить. Задайте друг другу вопрос: а что вы хотите на самом деле? Какие действительные цели/желания/эмоции стоят за вашим стремлением завладеть этим ресурсом?

Может оказаться, что спорить на самом деле не о чем. Или, например, превратившись из оппонентов в партнёров, вы вместе придумаете новое решение, как всем достичь своих глубинных целей. В жизни редко всё складывается так удачно, как с апельсином, но в серьёзном конфликте всегда стоит хотя бы попытаться. 

Разные стратегии получили в итоге разную оценку: одни - положительную, другие - отрицательную. Но в жизни бывают различные ситуации, поэтому важно иметь в своём арсенале все возможные способы решения конфликта. Бывает, что нужно отстоять своё, а иной раз уклонение - самый разумный шаг. Пробуйте разные стратегии, анализируйте, какие из них вы чаще применяете, а какие никогда не пробовали. Учитесь отличать уклонение от приспособления, а сотрудничество - от компромисса. Спланируйте свою стратегию в разных ситуациях. Стремитесь узнать, чего на самом деле хотят ваши оппоненты, и по возможности больше сотрудничайте!