Есть шуточная фраза: «Теоретически, практика должна подтверждать теорию. Но на практике это не так». В прошлой статье мы познакомились с пятью стратегиями поведения в конфликтной ситуации: уклонение, приспособление, соперничество, компромисс и сотрудничество. Теперь давайте посмотрим, как на практике можно использовать это знание для улучшения своих навыков поведения в конфликте.

В любом конфликте важно придерживаться выбранной стратегии, не давая оппоненту и собственным эмоциям увести вас в сторону от намеченной цели. Типичный пример: после ссоры муж решает признать свою неправоту и извиниться. Но в процессе разговора эмоции снова накаляются, одно обидное слово цепляется за другое, и ссора возобновляется в очередном раунде соперничества.  

Я расскажу о простом упражнении «тройки», тренирующем навык сознательно управлять своей стратегией в конфликте. У подобных форм взаимодействия, основанных на принципе ситуативного моделирования, простая цель - пережить и проанализировать определённый социальный опыт в «безопасных» условиях, а затем сделать выводы, помогающие в дальнейшем психологическом развитии. Методика окажется полезной не только вожатым и психологам, но также родителям. В семейном кругу такая практика поможет в игровой форме рассказать детям о конфликтах и собственном поведении. Упражнение выполняется в группах по три человека. На «первый-второй-третий» рассчитайсь!

Каждый из трёх участников получает одну из ролей: «танк», «маска» или «арбитр». Нужно заранее подготовить темы конфликтов и карточки с названиями стратегий.

Группе задаётся модельная конфликтная ситуация. Это может быть последний оставшийся апельсин, выбор маршрута воскресной прогулки или человек, пытающийся пройти без очереди на приём. Ваша фантазия ограничивается только возрастом участников!

Задача «танка» - вступить в соперничество, убедить оппонента в своей правоте. Причём, он намерен разрешить конфликт в свою пользу здесь и сейчас.

«Маска» действительно постоянно меняет обличия - в каждой новой ситуации ему достаётся карточка с новой стратегией, которой необходимо следовать.

 «Арбитр», во-первых, засекает время: 1-2 минуты на ситуацию. Во-вторых, он внимательно следит за «маской» и анализирует её поведение. Для младшего возраста может быть интересным вариант, когда «арбитр» должен отгадать стратегию «маски» в текущей ситуации. Более взрослым участникам, скорее всего, стратегия будет сразу очевидна. В этом случае задача «арбитра» - следить, чтобы «маска» не отклонялась от заданной роли. Понятно, что его мнение субъективно, и наблюдения «арбитра» могут стать поводом для дальнейшего группового обсуждения.

После каждой ситуации роли в тройках меняются по кругу. После нескольких раундов все участники должны попробовать все роли и стратегии.

Понятно, что стратегия приспособления - не самая интересная роль. Поэтому, её можно исключить, либо добавить следующее условие. «Маске» - приспособленцу нужно, не вступая в соперничество, тем не менее, объяснить оппоненту свою точку зрения. Возьмём приближенный к реальности пример. Босс не терпит возражений по поводу своих планов. Нужно аккуратно, дав ему понять, что его авторитет и решения никто не оспаривает, донести до него очевидные недостатки предложенной программы, в надежде, что тот позже  «сам» внесёт в неё коррективы. Умный читатель может заметить, что здесь под маской приспособления кроется соперничество - вы ведь добились своего. Мудрый же распознает сотрудничество (в котором босс участвует пассивно, сам того не понимая). В самом деле, и ваши замечания учтены, и начальник сохранил лицо.  Подобный совместный анализ нетривиальных ситуаций может послужить отличным продолжением выполнения упражнения «тройки».

Завершающая стадия упражнения - обсуждение. Важно задать себе и остальным участникам примерно такие вопросы:

В каких стратегиях я чувствую себя комфортно, а в каких - нет?

В каких стратегиях я знаю, как себя вести, а в каких - нет?

Какие стратегии мне даются легко, а в какие сложно включиться?

Легко ли переключаться со стратегии на стратегию?

Как именно я добиваюсь успеха в той или иной стратегии?

Веду ли я себя в жизни так же, как в предложенных ситуациях?

Определите свои сильные и слабые стороны, развейте недостающие навыки и тренируйтесь на всё более сложных ситуациях! Тогда и в реальной жизни конфликты будут решаться на раз-два-три.