Я сообщаю классу: на следующем уроке, дружочки, пишем годовую контрольную. Встрепенулись: а по какой теме? А в тетрадки можно будет смотреть? А если плохие оценки? Так, говорю, стоп паника. Давайте пойдём с конца. Смотрите-ка - я проверил ваши работы, у вас у всех пятёрки. Не понимают. А если плохая оценка? - спрашивают. А если плохая, отвечаю, то всё равно пятёрка. Выдохните. Контрольная будет только для проверки - что знаете, а что нет. Выдохнули. 

Оценки - это одна из вещей, которые меня категорически не устраивают в том виде, в которой это существует в школе на данный момент. Точнее, не столько сами оценки - хотя пятибалльная система категорически убога - сколько то отношение, которое формируется к оценкам у учеников, причём формируется очень быстро. Для подавляющего числа детей оценка - это не про то, что они знают или не знают и не про то, как они выполнили конкретную работу, а про то, каковы они сами. Получил пятёрку - хороший, обрадовался, получил двойку - плохой, расстроился. И так получается не потому, что у детей повально проблемы с самооценкой и они смотрят на себя через призму своих достижений, а потому, что взрослые так смотрят на детей. 

Для того, чтобы ребёнок понял, что быть получать пятёрки и быть хорошим — это одно и то же, даже необязательно как-то особенно это подчёркивать, достаточно просто радоваться пятёркам и огорчаться из-за других оценок. Более того, если ребёнка, приходящего из школы, встречают вопросом «какие оценки получил?», а не «что ты нового сегодня узнал? Интересно ли тебе было? Какие уроки понравились?» — то ребёнок быстро схватывает, что важно, а что не очень. Важно — цифры в дневнике, а любопытство, знания, личный прогресс в предмете — не очень. Если же мы не просто расстраиваемся из-за двоек и радуемся пятёркам, а ещё и наказываем за плохие оценки (а для кого-то и четвёрка — плохая оценка, дай им Бог здоровья), а за хорошие поощряем подарками и/или карманными деньгами, то ребёнок окончательно, бесповоротно и на долгие годы утверждается в мысли, что любовь и достижения — это синонимы. Пятёрка — новый «Лего», двойка — подзатыльник. Пятёрка — люблю, двойка — не люблю. Достиг — имеешь право на существование, не достиг — тварь дрожащая. И так далее. И школа-то заканчивается, а вот всё это внутреннее месиво остаётся. 

Я стою перед второклассниками и держу в руках пачку контрольных. У меня, говорю, две новости, хорошая и плохая, с какой начать? С хорошей! — хором. Хорошая новость, говорю, такая: весь класс написал на «два». Недоумение. А плохая тогда, спрашивают, какая новость? А плохая новость, отвечаю, в том, что все написали одинаково. Один или двое первыми написали, наделали ошибок, а вы все списали. Объясняю: двойки — это хорошая новость потому, что теперь и я знаю, что вы не понимаете многих вещей, что я рассказывал, и вы это понимаете. А плохая новость в том, что из-за того, что все друг у друга списали, я не знаю, кто какие вещи не понимает, хоть всё заново рассказывай. И начинаем разбираться: даю список вопросов, говорю — пишите ответы, чего не знаете — пробуйте догадаться, подходите, спрашивайте. Главное — пишите сами. Сидят, сопят, пишут. Одна девочка смотрит на вопросы и стонет: я не понимаю, что за фигня, что за фигня?! А я доволен, как бегемот. Радость моя, говорю, эта фигня называется «думать», а эта забавная щекотка у тебя в голове — это мысли. Запиши их скорее, а то убегут. Стонет, но пишет. Сама. 

Возвращаясь к началу: я не считаю, что заранее поставить всем пятёрки — это лучший способ избежать списывания и излишних волнений. Но я точно знаю, что для меня намного важнее показать детям, что я к ним хорошо отношусь вне зависимости от того, как они сделают работу. Мне важно дать им понять, что их собственные ошибки — это их возможность понять, где у них пробел в знаниях или ошибка в способе размышления. Мне важно, чтобы дети могли увидеть, чему они научились, а чему нет, и чтобы мы вместе с ними могли понять, почему что-то не удалось — потому что они плохо слушали или потому, что я плохо объяснил. Если для того, чтобы всё это произошло, мне достаточно просто заранее поставить всем пятёрки за ещё не написанные работы — пусть будет так.