Иногда меня спрашивают что-нибудь по поводу профориентации и поиска своего призвания. Я обычно в ответ бормочу что-то невразумительное, пускаю струйку слюны изо рта, начинаю нервно потирать руки и мерзко хихикать - в общем, ухожу от беседы. Но, наверное, стоит взять себя в руки и пояснить за поиск жизненного пути. 

 

Я тут имею сказать три вещи. Первое: я однажды коротко, но ёмко высказался по поводу профориентации в рамках курса «Подросток в семье», который мы делали с коллегами из некоммерческого партнёрства «Перекрёсток Плюс». Желающих ознакомиться отсылаю по ссылке:  http://udemy.com/teenagers (там бесплатно, но надо зарегистрироваться). 

 

Второе: я вообще не считаю, что выбор профессии сразу по окончанию школы - это хорошая идея, и я очень скорблю, что в нашем обществе это обстоит именно так. Потому что слишком много ответственности вдруг наваливается на человека в 9-10-11 классе: и профессию выбирай, и экзамены сдавай, и с пубертатом справляйся, и не ори на мать. Хорошо бы было, чтобы у подростков была возможность хотя бы год-два после школы пожить спокойно, попробовать поработать, постажироваться в различных местах и понять, что им вообще нужно и интересно. Подвижки в эту сторону есть, пока слабые, но тут, как говорится, поживём - увидим. 

 

И третье: мне вообще очень не близка концепция призвания. Я понимаю, что хотят сказать люди, которые желают другим «найти своё призвание» - они желают, чтобы человек нашёл дело, которое у него будет получаться и приносить при этом удовольствие. Но идея призвания содержит несколько скрытых смыслов, которые лично меня сильно настораживают. Во-первых, в нём очень много предопределённости и отсутствия выбора - как будто за меня уже всё решили. Такое, например, бывает в профессиональных династиях. Во-вторых, призвание - это как будто некая ответственность, о которой я, вообще-то не просил. Я не просил, но я должен и найти это призвание, и следовать ему, хотя вполне могу не хотеть ни того, ни другого. И наконец, в-третьих, идея призвания обесценивает усилия, вложенные человеком в его профессиональный рост. Когда мне, желая сделать комплимент, говорят, что педагогика или психология - моё призвание, я могу только натужно улыбнуться. Я на это всё потратил почти пятнадцать лет жизни, так что дело не в призвании, а в знаниях и опыте. 

 

Вместо «это твоё призвание» всегда можно сказать «ты в этом хорош(а)» или «у тебя это отлично получается». И вам хорошо, и человеку приятно.