В последнее время в публичном пространстве всё больше обсуждаются вопросы, связанные с агрессией в детских коллективах, в частности, проблема школьной травли. Ниже я приведу несколько тезисов, которые не охватывают полностью тему работы с травлей, но могут служить некоторой базовой памяткой. 

 

Что делать при столкновении с травлей?

 

  • Пресечь агрессию. 

В психолого-педагогическом сообществе могут быть споры и разногласия касательно понимания внутренних механизмов травли и способов работы с ней, но в одном специалисты сходятся однозначно: травля всегда происходит при попустительстве взрослых. Чаще всего - при молчаливом игнорировании с их стороны. Поэтому если вы видите, что ребёнок является постоянной жертвой насмешек и/или физических издевательств - не молчите, вмешайтесь, дайте однозначно понять, что это недопустимо.

 

  • Оповестить взрослых, работающих с этой группой детей. 

В ситуации школы необходимо ввести в курс дела классного руководителя, школьного психолога, специалиста по соцзащите, учителей, работающих с классом. Не нужно стесняться, не нужно считать, что «дети сами разберутся». Чем больше взрослых будет в курсе ситуации, тем лучше, поскольку тогда будет возможна единая позиция и единый способ реагирования. Не стоит пытаться решить проблему единолично: травля - явление системное и бороться с ней нужно системно. 

 

  • Проводить разъяснительную работу с детьми. 

Зачастую дети, участвующие в травле, не осознают в полной мере того ущерба, который они наносят жертве. Дети могут считать это «просто шуткой» и могут принимать участие, исходя из своих представлений о том, что принято и не принято в конкретной детской группе. Начиная с подросткового возраста, детям становится чрезвычайно важно чувствовать свою принадлежность к группе, поэтому они могут проявлять агрессию по отношению к жертве только потому, что «так принято», «он какой-то не такой», «он всех бесит», «над ним все всегда стебутся» - то есть, исходя из сложившейся нормы. Нужно объяснять детям, что эта норма - деструктивна и наносит большой урон психологическому, а часто и физическому здоровью. Для осуществления этой задачи, скорее всего, будет необходима работа психолога с группой. 

 

  • В случае отсутствия поддержки со стороны взрослых - подключать внешние организации. 

Под внешними организациями я имею в виду РОНО, Департамент образования, КДН, в крайних случаях - прокуратура. Как было сказано выше, травля - проблема системная, и к сожалению, в школах могут смотреть на неё сквозь пальцы. Если вы понимаете, что в организации не работают с проблемой, то нужно искать союзников «во внешнем мире». 

 

В заключение скажу, что иногда в случае столкновения с детской агрессией бывает трудно различить: травля это или нормальная конфликтная ситуация. Как бы то ни было, если у вас появляются сомнения - лучше проявить излишнюю бдительность. Может быть, вы просто окажетесь участником какой-то ссоры, которую дети могут разрешить и без вас - тогда можно развернуться и уйти, но если вы сумеете пресечь систематическое издевательство многих над одним, то это может спасти детскую психику и здоровье. Звучит патетично, но так оно и есть.