Прекрасный Ричард Фейнман сказал однажды: «Если вы учёный, квантовый физик, и не можете в двух словах объяснить пятилетнему ребёнку, чем вы занимаетесь, — вы шарлатан». Я очень люблю эту мысль, потому что она, конечно же, верна не только для квантовых физиков Хотя, насколько я понимаю квантовую физику, это вообще основополагающий принцип этой науки: если что-то верно для квантовой физики, то это верно и для всего остального. Впрочем, речь не о физике, а о педагогике, а для педагогов и психологов, работающих с детьми, из этой мысли есть важное следствие: с детьми нужно говорить простыми словами. 

 

Подчеркну: не говорить о простых вещах, а говорить простыми словами. А ещё лучше - показывать. А совсем хорошо - дать потрогать. Казалось бы, мысль очевидная и не нуждающаяся в вербализации, но раз за разом мне встречаются взрослые люди, пытающиеся поговорить с ребёнком на языке, которого тот просто не может понять, или задающие вопросы, на которые ребёнок не может ответить. 

 

В норме ребёнок до определённого возраста не в состоянии оперировать абстрактными понятиями - по той простой причине, что его мозг физически не готов к этому. Маленький человек не может сложить два и два в уме не потому, что он глупый, а потому что у него нет для этого инструмента. Для него не существует понятия «число», для него «два» - это два предмета, и точка. Поэтому мы и используем счётные палочки, когда учим детей считать. Точно так же для ребёнка не существует грамматики как некоего свода правил, помогающего правильно употреблять слова, для ребёнка есть набор слов, связанных с предметами, и знание о том, какие слова - правильные. Говорение для маленького ребёнка - в первую очередь упражнение памяти, а не мышления. 

 

Мышление развивается постепенно, от действия с предметами - к существованию этих предметов как абстрактного понятия. Поэтому дети считают на пальцах и проговаривают слова, когда пишут или читают. Да и не только дети, мы все так делаем, когда хотим помочь своему мозгу решить какую-то сложную задачу. Поэтому так важно в общении с детьми придерживаться простоты и наглядности: показывать, давать потрогать, объяснять простыми словами, приводить аналогии и обращаться к их опыту - чтобы у слов появилась чувственная основа.

 

Приведу пример из моей учительской практики. Шахматы - потрясающий инструмент для работы с мышлением, в них есть всё: и возможность потрогать и подвигать, и множество абстрактных понятий. Например, мне нужно объяснить детям, что такое план. Если я просто скажу «последовательность ходов, связанная единым замыслом», я только зря потрачу время. С тем же успехом я могу сказать «дружественное молоко отправит в отставку мои брюки», смысла для детей будет столько же. Я поступаю иначе. У меня в кабинете три стола, за которыми сидят дети. Я подхожу к одному столу и ставлю на него стул. Подхожу ко второму и надеваю на ученика шапку. Подхожу к третьему столу, беру с него тетрадь и начинаю изображать ей птицу, машущую крыльями. После этого я спрашиваю детей, порядком ошарашенных тем, что они видят: похоже на то, что в моих действиях есть смысл? Нет, говорят дети. Правильно, говорю я, похоже на то, что я с ума сошёл. Потом я делаю следующее: подхожу к первому столу, беру стул, переворачиваю кверху ножками и ставлю на стол, и так же делаю со вторым и третьим столом. А теперь, спрашиваю, есть смысл? Конечно, отвечают дети, мы так делаем, когда из класса уходим. И теперь мы можем с ними говорить о том, что в первом случае у меня нет плана, а во втором - есть. Теперь у детей это есть в опыте, им есть, на что опереться. 

 

И таких примеров много. Нужно объяснить, почему плохо ставить фигуры на край доски? Вспомним крысу Чучундру, боящуюся выбежать на середину комнаты. Нужно объяснить принцип гармоничного развития фигур, при котором они не мешают друг другу? Вспомним про поездку на машине и стояние в пробке. Нужно объяснить правило превращения пешки? Возьмём волшебную коробочку, положим в неё пешку и достанем ферзя. 

 

Детям можно объяснить многие сложные вещи - если сделать это простыми словами, а лучше показать, а ещё лучше - дать потрогать. 

 

Главное, не употреблять слов типа «компетенции». Их и взрослые-то не всегда понимают.